К сожалению, история современного российского рэпа хоть и насчитывает уже более 20 лет, но она небольшая и почти не чем гордится. Однако исторические предпосылки, как раз сформировали ту современную российскую рэп-культуру.
Первое событие, связанное с появлением рэпа в СССР, произошло как это ни странно в городе Куйбышев (ныне г. Самара). В 1984 году ди-джей студенческой дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час Пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнито-альбома «Рэп». Альбом был записан под влиянием альбомов групп Grandmaster Flash & The Furious Five и Captain Sensible. Текст первого речитатива был таким:
«С текстом все предельно сложно», — твердят уж много лет/Что это просто невозможно — на русском делать рэп. Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с рифмой/К тому же, в нашем языке слишком мало ритма...»
Две рок-н-ролльные и наиболее танцевальные композиции «Часа пик» («Суббота», «Проходит время») были разбавлены откровенно дискотечными номерами, записанными non-stop в стилистике «Stars On 45». В рамках одной композиции сэмплировались примитивные рэп-монологи (от чтения алфавита до таблицы умножения), «вырезки» из «Let’s Twist Again», фрагменты буги, бита, фанка и прочие рок-стандарты.
«Эй, диск-жокей! Крутись быстрей! Все успевай! И не зевай!» — это 84-й год, Куйбышев, магнитоальбом «Рэп».
Помимо этих экспериментов в Куйбышеве, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно узкую, во второй половине 80-х гг., когда началось увлечение брейк-дансом, хотя собственно англоязычные композиции в стиле рэп были малоизвестны любителям музыки. В основном они пополнялись за счет тех немногих граждан СССР, которые имели возможность посещать другие страны. Многие источники указывают на то, что в начале 90-х брейк-данс пользовался определенным успехом, затем появилось увлечение граффити, а уж за тем повальное увлечение рэпом. Первые русскоязычные исполнители рэпа появились в начале 1990-х гг., известностью пользовался Богдан Титомир и группа «Мальчишник», с другой стороны более андеграудные формы русского хип-хопа (например, «MD&C Павлов») не имели успеха.
Русский рэп очень своеобразен. Весьма интересен тот факт, что если хип-хоп зарождался как музыка и субкультура «негритянского гетто» с резко агрессивным отношением к белому населению (причем это справедливо не только для США, но и, например, для Франции), то в России он появился как интернациональная культура, воспринятая, преимущественно, «белой» частью населения, поэтому ни о какой «субкультуре гетто» в России не может быть и речи.
В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странной ситуации, так как для появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строилось не по расовому признаку, а по социальному (бедные — богатые), культурному, по образу жизни и другим признакам. Этот подход оправдал себя в 90-е года.
Одной из первых рэп-групп, которые существовали на протяжении 90-х годов стали участники группы из Питера - «Bad Balance». Ее основали молодые питерские студенты, которые уже в 1991 году выиграли гран-при Всероссийского рэп-фестиваля.
На протяжении 90-х годов различные группы, а так же выходцы из «Bad Balance» (LA (DJ), ШеФФ и Михей (MC)) формируют рэп-культуру. В основном увлечение рэпом было уделом столичных мегаполисов, а в регионах России формировались небольшие фан-клубы в основном западных исполнителей. Именно концентрация рэп-культуры в двух городах Москва и Санкт-Петербург зародила «коммерческий рэп» в нашей стране.
Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 90-х годов, подтверждением чему стало появление новых коллективов этого жанра («Bad Balance», «Легальный бизнес», «Многоточие», «Каста» и других). И только в 1999 году глобальное возрождение брейк-данса способствовало повторному оживлению хип-хопа и в России.
Так сложилось в России, что новаторами является "золотая молодёжь", которая довольно часто путешествует по странам мира и знает последние новинки. Одной из таких новинок после 2000 года стал музыкальный стиль R&B (Ритм и Блюз). В России он получил название r`n`b. Появление лияние RNB довольно сильно повлияло на hip-hop и наоборот.
Ориентируясь на «новаторов» отечественные компании из сферы шоу-бизнеса начинают создавать различные отечественные проекты, которые выступают как в стиле R`n`B, так и рэпа. Однако весь рэп начинает носить в себе отпечаток не музыки, а стиля жизни. Это важное различие накладывает основной отпечаток на формирование субкультуры. В это время пошло резкое отделение андеграунда и рэпа-RNB, как попсы.
Современные российские клубы для современной молодежи являются не сколько местом отдохнуть и послушать музыку, но и показать себя. Для таких мест не подойдет тот рэп, который говорит о бытовых проблемах, социальных и политических действиях.
Для молодежи, которая увлекалась в своё время «шансоном» шоу-бизнесом создаются молодые группы из Ростова-на-Дону. Такие команды, как «Каста», «Крестная семья» и «Ю.Г.», рассказывают о том, что происходит вокруг них: о нищете, о драках, о криминале, о смерти, о любви и о надеждах нового поколения.
В 2006 году Россию посетило большое количество американских рэпперов высшего эшелона. Московские клубы приняли DMX, Busta Rhymes, Ja Rule. На Красной площади выступили Black Eyed Peas, участники которой первый свой контракт подписали еще в начале 90-х с Eazy-E. Это также наложило на русский рэп свой определённый след.
В настоящее время, никто не будет отрицать, зажёг Guf с Центром. Треки звучали в каждой машине, в каждом мобильном телефоне, у каждого в плеере. Это действительно была бомба. Сейчас немного всё угасло.
В сегодняшнем русском рэпе, наблюдается следующая тенденция: сравнивая с прошлыми годами, когда групп было малои сейчас же: каждый второй мнит себя MC, весь интернет завален треками, модными в наше время микстэйпами, какими-то промо-синглами, диссами, но качество всего этого не лучшее...